Theosophist (theosophist) wrote,
Theosophist
theosophist

Хождение в Царьград Добрыни Ядрейковича

Оригинал взят у bolivar_s в Хождение в Царьград Добрыни Ядрейковича

Хождение в Царьград Добрыни Ядрейковича

Хождение в Царьград Добрыни Ядрейковича

Столица империи ромеев — Константинополь — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом»,— так много тут жило русских путешественников и паломников, каждому из которых городские власти выделяли «хлеб и вариво и по чаше вина». Один из них, новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Книге Паломник: Сказание мест святых во Цареграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.



Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам учёных, в «Сказании о Царьграде» описано более ста святынь столицы Византии, причём так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени. Шесть писателей до Добрыни Ядрейковича перечисляли святыни Царьграда, но ни один из них не был так обстоятелен: император Алексей Комнин (1092 г.), описавший 13 святынь; Вильгельм Мальмебурийский (1120 г.) — 14; Аноним (1150 г.) — 45; Николай Тингейренский (1157 г.) — 60; Вильгельм Тирский (1171 г.) — 8; Анонимный паломник (1190 г.) — 24.

Главными святынями, делавшими Константинополь — Царьградом, были реликвии, связанные с земной жизнью и смертью Царя царей — Господа Иисуса Христа. В храме Святой Софии хранились: плита Гроба Господня (перевезена императором Мануилом Комнином); Пелены Христовы, известные ныне как Туринская Плащаница; Дары Волхвов; орудия, которыми изготовляли Крест Господень; Древо, бывшее на шее Христа под железом; мраморный колодец, у которого Христос беседовал с Самарянкой. В церкви Святых Апостолов показывали мраморный столп, к которому был привязан Господь. Реликвиями Фаросской церкви Большого дворца были: священный терновый венец; большая часть Честного Креста; Орудия бичевания; Погребальные пелены; Плат Омовения ног, которым Христос вытирал ноги апостолам перед трапезой на Тайной вечери; Священное копье, которым прободен был Спаситель; Багряница; Святая Трость; Сандалии Спасителя; Святые Гвозди; Правая рука Иоанна Крестителя и его посох с Крестом, коими царей благословляли на царство; Святой Мондилион (или Святой Убрус — Нерукотворный Спас); Святой Керамион (Спас на Черепице); Часть Хлеба Тайной Вечери в драгоценном ковчеге.

Среди десятков других чудотворных святынь встречались артефакты и подревнее: например, Моисеевы скрижали Завета или одна из Иерихонских труб Иисуса Навина.

Для русских же историков большой интерес представляет описание Добрыней золотого блюда, подаренного княгиней Ольгой Софийскому собору во время своего посещения Царьграда в 957 году: «И блюдо велико злато, служебное, Олгы Руской <...> В блюде же Олжине камень дорогой, на том же камени написан Христос; и от того Христа емлють печати и людье на все добро. У того же блюда все по верхови жемчюгом учинено».

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на своё место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев (Добрыня стал свидетелем этого события, скорбным эхом отозвавшегося на Руси). Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев.

Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.

Как известно, крестоносцы подчистую разграбили Царьград, вывезя на Запад большинство православных святынь. Добрыня вернулся в Новгород тоже не с пустыми руками. Из этой своей поездки он привёз ризы Феодора Стратилата, мощи Власия Севастийского, часть камня от гроба Иоанна Богослова, частицу Животворящего Креста, загадочный «Гроб Господень» (видимо, кусок плиты или его меру, по предположению некоторых историков) и мощи великомученицы Варвары. Как он раздобыл эти святыни, — загадка, возможно, выкупил на общественные средства. Во всяком случае благодарные новгородцы не забыли ему этого подвига и в 1211 году избрали его на новгородскую кафедру под именем архиепископа Антония. Позднее он был прославлен в лике святых.

Ссылка на историю http://zaist.ru/~0jrr4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments