Theosophist (theosophist) wrote,
Theosophist
theosophist

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев

Оригинал взят у cheger в Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).


     Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя", "Перепись в Вифлееме", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев".  На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

     Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один – со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!
 photo collage10.jpg



    Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев  в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она
photo origin.jpg

Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.
 photo 1.jpg

Повсеместно  на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель
 photo 2.jpg

У кого-то воин уже забрал дитя
 photo 3.jpg

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...
 photo 4.jpg

Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...
 photo 5.jpg

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии
 photo 6.jpg

Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом
 photo 7.jpg

Мать горюет над убитым ребенком...
 photo 8.jpg

    Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?
 photo 9.jpg

На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином
 photo 10.jpg

Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты,  заступиться за простолюдинов
 photo 11.jpg

Убитые горем родители
 photo 12.jpg

Родителей запугивают собакой
 photo 13.jpg

По указке рыцарей люди выламывают двери
 photo 14.jpg

и лезут в окна
 photo 16.jpg

Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.
 photo 17.jpg

Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них
 photo 19.jpg

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери
 photo 20.jpg

Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают
 photo 21.jpg

    За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня.
 photo 22.jpg

    А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств,  из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.
 photo collage1.jpg


 photo collage2.jpg


 photo collage3.jpg


 photo collage4.jpg

 photo collage6.jpg


 photo collage7.jpg

Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.
 photo collage8.jpg


 photo collage9.jpg

Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.  photo collage5.jpg

    Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.


 photo 2.jpg --->  photo 2016-02-17_1427.png

    Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.

Ещё по теме:
Рассматриваем Брейгеля: Жатва
Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме
Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня



Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments