Theosophist (theosophist) wrote,
Theosophist
theosophist

Вивекананда – знаменитый йог и философ

Оригинал взят у bolivar_s в Вивекананда – знаменитый йог и философ
Вивекананда – знаменитый йог и философВивекананда – знаменитый йог и философ
Фото:
«Вивекананда» переводится на русский как «свет разума»

«Вивекананда» переводится на русский как «свет разума». Настоящее имя индийского мыслителя было иным – Нарендранатт Датт. Но прозвище, как это не редко бывает, оказалось настолько подходящим, что именно под ним он вошёл в историю. И ещё с уважительной приставкой – Свами, указывающей на то, что он был монахом (в Индии это не означает жизнь в монастыре).

Родился Вивекананда в 1863 году в Бенгалии, в семье обеспеченного юриста из высшей касты брахманов. Учился в колледже, где, кстати, отлично овладел английским языком. Однако по стопам отца не пошёл, хотя юридическую подготовку и получил. Первоначально Вивекананда интересовался западной и индийской философией, но затем в его жизни свершилось знаменательное событие – он встретил жреца храма Рани Расмани, названного так в честь некогда основавшей его женщины-жрицы.
Этот человек (Гадодхар Чаттопадхъяя), оказавший огромное влияние на формирование личности Нарендранатта, вошёл в историю под именем Рамакришна (1836 – 1886). Надо отметить, что первой наставницей Рамакришны была «просветлённая» женщина (в Индии их называют санъясини). Короче говоря, во взглядах самого Рамакришны видно его хорошее знакомство с древней философией шактизма – культом женского начала. В то же время этот человек и сам оригинально мыслил, прекрасно владел йогой и гипнозом, был известен своей праведностью и отшельничеством. При первой же встрече с Вивеканандой Рамакришна оценил необычайные способности юноши. Вскоре Вивекананда стал одним из его учеников.
Сравнивая изданные ныне записи бесед Рамакришны с учениками и труды Свами Вивекананды, видишь: ученик пошёл дальше своего учителя, взяв от него всё лучшее. В начале 1890-х годов, уже после смерти Рамакришны, Вивекананда совершил пешее путешествие через всю Индию, занявшее без малого три года. Он дошёл до крайнего юга своей страны.
Тем временем в Америке решили провести Всемирный конгресс религий. Было это в 1893 году. Вивекананда узнал о предстоящем конгрессе из газет во время своих странствий. И поехал в США. Его выступления на конгрессе были настолько впечатляющими, что он получил множество предложений о чтении лекций и затем около двух лет ездил по городам Америки. Именно записи его лекций легли в основу изданных впоследствии книг. Однажды в одном из штатов «дикого Запада» слушатели решили проверить выдержку Вивекананды «ковбойским» способом – стали стрелять в стену зала справа и слева от лектора. Но Вивекананда сохранял спокойствие.
Слава не испортила этого молодого, но уже мудрого человека. Он побывал в Англии, Франции, Китае. По возвращении в Индию Вивекананда продолжал просветительскую деятельность, хотя прожил недолго (он умер в 1902 году). С большим почтением к творчеству Вивекананды относился Махатма Ганди, считая его одним из своих духовных учителей.
Философа до сих пор помнят на Западе и на Востоке. Существуют названные в его честь ашрамы. Они действуют уже почти сто лет, не стремясь к излишнему расширению числа учеников за счёт любопытствующих любителей экзотики. Но главное – остались очень интересные книги Вивекананды.
В России уже к 1914 году практически все они были изданы на русском языке. Новые переводы вышли в свет в 1990-е годы. Свами Вивекананда – один из наиболее известных индийских философов. Но его почитают и йоги, и исследователи загадок человеческой психики. В его трудах в целом точно предсказан ход событий на мировой арене в XX веке, в том числе волна революций с последующим откатом.
Свами Вивекананда выделял карма-йогу, раджа-йогу, джняна-йогу и бхакти-йогу (а вообще разновидностей йоги более двадцати). Общеизвестные дыхательные упражнения хатхи-йоги и позы (асаны) являются лишь начальным этапом подготовки йогина. А перечисленные четыре вида йоги – основные пути его дальнейшего духовного развития. Все они не только не противоречат один другому, но, напротив, переплетаются. И всё же можно выбрать основной путь в зависимости от своего характера.
Последователи Рамакришны и Вивекананды избрали своей эмблемой изображение лебедя, плывущего на цветке лотоса по водам спокойного озера в лучах восходящего солнца. Эмблему окружает фигура мудрого змея. Озеро – символ карма-йоги (йоги действия). Солнечные лучи – символ джняна-йоги (йоги знания). Змей символизирует царскую, или раджа-йогу. Лотос – символ бхакти-йоги, или йогу любви. А лебедь в данном случае означает сокровенное «я» человека.
Вивекананда был далёк от проповеди отвлечённого миросозерцания, ухода от мирских дел и забот. Наоборот, он подчёркивал вечную ценность труда на благо других людей и писал: «Возьмите на себя ответственность за всё и помните, что свою судьбу вы творите сами».
Чтобы лучше понять суть четырёх видов йоги, проще всего дать слово самому философу. Из «Карма-йоги»: «Этот же мир станет для нас таким, каким его видят оптимисты, если мы научимся владеть своим умом». Из «Раджа-йоги»: «Весь процесс перехода ума в слой более тонких колебаний в йоге называется одним словом – самадха». А вот как Вивекананда советует подготовить ум к восприятию этих «тонких колебаний», уйдя предварительно от колебаний «грубых»: «Полная Луна отражается в волнах озера, но поверхность так волнуется, что мы не видим это отражение ясно. Дайте воде успокоиться».
Из почти неизвестной у нас «Джняна-йоги»: «Если я зол, весь мир полон зла». И далее: «В мысли о переселении душ не только нет ничего страшного, но она ещё и очень важна для морального здоровья человечества». Наконец, одна цитата из «Бхакти-йоги»: «Наивысшее использование жизни – служение всему живому»...
Интересно замечание наблюдательного философа по поводу глубинной сути различий между культурами Запада и Востока. По его оценке, типичный представитель западной цивилизации стремится, чтобы всё было чисто снаружи (и в самом деле, в некоторых странах принято поддерживать особую чистоту в садике близ коттеджа, перед крыльцом дома), а уж во вторую очередь – внутри, в душе. Восточная цивилизация, напротив, во главу угла ставит внутреннюю чистоту, при этом такой человек может жить в нищете, оставаясь к этому безразличен. В более отдалённом будущем, как предсказывал Вивекананда, люди непременно научатся сочетать науку Запада с духовностью Востока, что и выведет человечество на более высокий уровень развития.
«Этот же мир станет для нас таким, каким его видят оптимисты, если мы научимся владеть своим умом»«Этот же мир станет для нас таким, каким его видят оптимисты, если мы научимся владеть своим умом»
В наш сложный и, увы, достаточно тревожный век неплохо было бы знать и мнение Свами Вивекананды, высказанное им в отношении как религиозного, так и светского фанатизма: «Фанатики не могут работать, ибо растрачивают впустую три четверти своей энергии. По-настоящему работает спокойный, уравновешенный, практичный человек».
Источник:
http://ufolog.ru  https://salik.biz/articles/32877-vivekananda-znamenityi-iog-i-filosof.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments