Theosophist (theosophist) wrote,
Theosophist
theosophist

Господство эллинов и финикийцев в Средиземноморье. Античные корабли древнего мира (2 статьи)

Оригинал взят у bolivar_s в Господство эллинов и финикийцев в Средиземноморье. Античные корабли древнего мира (2 статьи)


Господство эллинов и финикийцев в Средиземноморье

VIII — VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация

С XII века до н.э. вся торговля в Средиземном море, до этого находившаяся в руках Крито-Микенской цивилизации и греков-ахейцев, перешла к финикийцам. Финикийцы основывали свои колонии по всему побережью Западного Средиземноморья. Особенно возвысился Карфаген в Северной Африке, ставший крупнейшей морской державой.

Финикийцы строили килевые суда, по типу критских судов. По фрескам и изображениям на древнегреческих вазах известно как выглядели финикийские длинные боевые корабли, имеющие остроконечный таран и один или два ряда вёсел, и округлые торговые корабли, с коротким широким корпусом. Финикийцы развешивали свои щиты вдоль бортов боевых кораблей, как впоследствии делали славяне и викинги.

Финикийцы были величайшими мореплавателями древности. Через Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта) они проникли в Западную Атлантику, достигнув берегов Британии и, есть свидетельства их пребывания на Канарских островах.

Attic cup depicting a greek sailing ship. Upper detail. Black figures decoration. Archaic Greek art. Ceramics. Date: Source: FRANCE. Paris. Louvre Museum.

По свидетельству Геродот  («Истории») примерно в  600 году до н.э.финикийские моряки, по приказу египетского фараона Нехо II , отправились с берегов Красного моря в плавание вокруг Африки. Это произошло за 2000 лет до путешествия Васко да Гамы.

Геродота пишет: «они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю, что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) они имели солнце с правой стороны». Действительно, в начале плавания вокруг Африки, пока они плыли с севера на юг, восход солнца у финикийцев наблюдался с левого (восточного) борта; когда же они с юга обогнули Африку и поплыли на север, то восход солнца финикийцы наблюдали с правой (восточной) стороны». Именно, в это плавание финикийцев вокруг Африки не мог поверить Геродот.

Финикийский корабль римской эпохи. Барельеф из Сидона.

Соперниками финикийцев в морской торговле и колонизации Средиземноморья и Чёрного моря становятся греки.
В «Илиаде» Гомера перечислены 1186 кораблей греков-ахейцев, на которых было перевезено в Трою стотысячное войско греков. Несомненно, что Гомер преувеличил и число кораблей, и численность греческих воинов.

Удивительно то, что в гомеровское время греки не были морским народом, и не употребляли в пищу рыбу и дары моря, именно, это вынуждало, странствующего вдоль береговой линии, Одиссея высаживаться на незнакомых островах в поисках пищи, подвергая себя и своих спутников опасностям.

Обитатели морских глубин, рыбы, осьминоги  и дельфины, бывшие излюбленным мотивом фресок в Кносском дворце царя Миноса на Крите ( Минойская цивилизация ), почти не встречаются в искусстве греков-ахейцев. Догреческая Эгейская цивилизация, в основе которой была развита Крито-Микенская цивилизация бронзового века (2200 —1000 гг. до н. э.), ставшая родоначальницей древнегреческой культуры.

Первые  греческие корабли имели один ярус гребцов, в VII веке до н.э. греки пополнили свой флот двухъярусными судами (биремы). В  VI веке до н.э. появились суда с тремя рядами гребцов – «триеры», на трехъярусных кораблях (триконтерах) было 30 гребцов, на судах с пятью рядами гребцов «пентерах» или «пентаконтерах» помещалось – 50 гребцов.
Расположение гребцов на многорядных кораблях до сих пор обсуждается исследователями, многие  полагают, что одном веслом управляли несколько гребцов.

В эллинистическую эпоху корабли достигали огромных размеров.   Строительством больших кораблей в эллинистическую эпоху Древней Греции славился Деметрий Полиоркет. Самым большим по мощности гребным судном был «сорока кратный корабль» или «тессараконтера». Сведения об этом корабле  Птолемея IV Филопатора (221-205 гг. до н. э.), есть у Плутарха написавшего биографию Деметрия Полиоркета. Длина «сорокакратного корабля»  около 125 метров, высота — около 22 метров, «имел он два носа, две кормы и семь таранов» (Афиней, 203e—204d).

В биографии Деметрия Полиоркета Плутарх пишет: «Каждую из верфей Деметрий посещал сам, давал наставления и советы, работал вместе с плотниками, и все дивились не только числу будущих судов, но и их размерам — ведь никому ещё не доводилось видеть корабли с пятнадцатью и шестнадцатью рядами весел.

Птолемей Филопатор выстроил корабль с 40 рядами вёсел, длина корабля  была 280 локтей, высота — 48 локтей, число моряков — 400, гребцов — 4000 человек, да, кроме того, в проходах между гребцами  и на палубе размещались почти 3000 воинов». (*конечно, «рядов весел» было гораздо меньше, но на каждом весле работало по многу рядов гребцов) .
«Такое тяжелое судно ничем не отличалось от неподвижных сооружений и годилось лишь для показа, а не для дела, ибо стронуть его с места было и небезопасно,  и чрезвычайно трудно.

Тогда, как у судов Деметрия Полиоркета красота кораблей не отнимала мощи, устройство их не было настолько громоздким и сложным, чтобы нанести ущерб делу, напротив, их скорость и боевые качества заслуживали еще большего изумления, чем громадные размеры».


http://ru-sled.ru/gospodstvo-ellinov-i-finikijcev-v-sredizemnomore/                                                     


Античные корабли древнего мира

Самый древний в мире чёлн (от праславянского яз.: чёлн — *čьlnъ — пень), выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,55 метра, найден на левом берегу Дона около села Щучье, где русло реки раздваивается. Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, Геродот даёт первые сведения о прото-славянах, живших на этих территориях в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э.

Исследователи установили, что древний чёлн был построен на реке Дон около 4 тысяч лет назад, то есть территории постоянного проживания праславянских племён. Сейчас самый древний в мире чёлн  хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Известно, что античные авторы считали реку Дон (Танаис) границей между Европой и Азией. Название реки Дон сохраниться со скифских времен и происходит из ведического санскрита Дану – danu —  река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Донузлав) . Азово-Черноморская Русь.

Среди находок археологов на южном берегу Ладожского озера обнаружен чёлн, выдолбленный из целого ствола двухсотлетнего дуба, чёлн изготовлен примерно в III тысячелетиях до н. э.

Египетские одномачтовые корабли с низкими бортами и плоским днищем не были пригодны для плавания в открытом море. Египетские корабли больше походили на лодки с рулевым веслом, с большим четырехугольным парусом, и высоко поднятым носом и кормой. Одномачтовые египетские лодки предназначались для плавания по Нилу — единственной речной дороге связывающей Верхний и Нижний Египет в единую древнеегипетскую цивилизацию. Законы позднего царства Древнего Египта категорически запрещали египтянам выходить на судах в открытое море. На побережье Красного моря в  Египте обнаружены детали самых древних в мире морских судов, возраст которых около 4 тысяч лет.

У истоков мореплавания в Средиземном море стояли первые мореходы Крито-Микенской или Эгейской цивилизации бронзового века (2700 —1400гг. до н. э.). Властителями античного Средиземноморья было сильное и процветающее морское государство со столицей на острове Крит (Кносский дворец царя Миноса), вело активную морскую торговлю в бассейне Средиземного моря между прибрежными областями Азии, Африки и Европы.

VIII — VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация

Античный мир мореплавателей и лоцманов оставил нам в наследство не мало географических описаний и точных карт морских путей по Средиземному морю, и Понту Аксинскому (Чёрное море), известных древним мореходам.  На многих картах нанесены места расположения многих колонии и торговые факторий основанных по всему побережью Средиземного и Чёрного морей, на берегах Кавказа и  Крыма (Таврии)

Критские корабли принципиально отличались от египетских лодок, тем, что имели прочный киль вдоль всего днища, для усиления поперечной прочности корабля имелись специальные «ребра»— шпангоуты.

Военные корабли Крито-Микенской цивилизации были длиннее и легче торговых судов; на военных кораблях размещалось больше гребцов, что увеличивало скорость движения судов. Нос корабля делали всегда высоким; киль в носовой части военного корабля оканчивался мощным тараном. Критские корабли управлялись при помощи двух рулевых весел, установленных на корме корабля с разных бортов. Древнегреческие предания рассказывают, что на постройку критских судов использовали кипарисы, которые в изобилии росли на Крите.

С острова Крит и островов Эгейского моря влияние Крито-Микенской цивилизации распространялось на все Восточное Средиземноморье, известны колонии минойцев в Северном Египте и Угарите. Достижения Крито-Микенской цивилизации переняли греки-ахейцы, завоевавшие Крит  в первой половине XV веке до н.э.

Боевой корабль атакует торговое судно. Роспись на чернофигурной вазе VI века до н.э.

После вторжения дорийских племен в XI—IX века до н. э. начались Тёмные века в истории античной Греции, когда минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками-ахейцами не позднее IV-III вв. до н. э.

http://ru-sled.ru/antichnye-korabli-drevnego-mira/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments