Theosophist (theosophist) wrote,
Theosophist
theosophist

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЗОДЧЕСТВА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Оригинал взят у bolivar_s в НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЗОДЧЕСТВА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Цитата сообщения Бахыт_Светлана

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ЗОДЧЕСТВА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Во второй половине XII века на смену монументальным соборам предшествующей эпохи
(Софийский собор в Новгороде,Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие,1-главые,4-стопные церкви.
Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма,экспрессивной трактовкой образов . Со второй половины XII века
со времени установления в Новгороде феодальной республики, новгородское зодчество претерпевает решительные изменения. Храмы становятся более компактными, значительно уступая в размерах княжеским сооружениям предшествующей поры, и увенчиваются лишь одним куполом на широком барабане.
false
В то же время они по-прежнему монументальны и величественны. В них как бы заключена огромная сила, отвечающая духу времени и нравам людей той неспокойной эпохи.  Новые архитектурные формы храмов приводят  к самостоятельной, отличной от Киева архитектурной школе. В 12 веке Новгород, освобожденный от власти князя и ставший феодальной республикой, находится под управлением бояр и архиепископа.

Этот новый
социальный облик города заметно оказал влияние на обособление отдельной искусства Новгорода. Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.  Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.
false

 При господстве городской знати все более значительную роль играет торгово-ремесленное население—"черные люди",много раз заявлявшие свои требования на вече.false
 Культура приобретает большую  демократичность, что имеет свое отражение и на зодчестве .
С середины 12 века строительство заказывали и вели в Новгородском княжестве преимущественно боярство, купечество и горожане. В основном все храмы небольшие с четырьмя столпами, являющиеся или приходской церковью улицы, или домовым храмом богатого боярина.false

 Демократичный стиль упрощает внутреннее пространство, делает его более камерным. Меняется строительная техника: теперь используется местная известняковая плита, и для
возможности ее выравнивания просаливается при строении рядами кирпичей, что
является причиной изменения оформления фасадов храмов.
false

 Местная новгородская плита из извести со временем быстро разрушалась, поэтому на поверхности стен в нее начали втирать раствор, когда кирпичные остаются не покрыты. Декоративные детали— пояски, многообломные проемы, полуколонны на лопатках (вертикальные
выступы рельефа стены) — трудно выполнимы из плиты, поэтому  от них отказались. Разнообразит внешний облик храма только плоский аркатурный пояс вокруг барабана купола, немногочисленные небольшие ниши и вставленный в кладку стены декоративный крест. Надо учесть и особенности местного строительного материала, который наряду с плинфой (кирпич) употреблялся в кладке стен, сводов и глав. Это был Болховский известняк - порода камня, которым богата новгородская земля. Добыча известняковых плит не требовала больших усилий,
камень легко поддавался тёске и в большом количестве употреблялся в кладке стен. Плинфа использовалась в кладке таких ответственных конструкций как арки и своды.
false

Это как раз-таки стало особенностью и эстетической чертой церковных сооружений новгородской земли: благодаря такому трудно поддающемуся строительному материалу специфический прием неровных плоскостей, скошенных углов, несколько играющая неровностью форма арок придают
зданиям характерную пластичность, некую естественность.
 Продолжение следует....
Источники Лазарев В.Н. Искусство Новгорода,1947гhttps://commons.wikimedia.o...

Взято с https://my.mail.ru/community/leakey/1EE47F14A24B2ED3.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments